Воскресный день в Гуково

Надо было начинать сезон — сидеть по домам в драгоценные выходные наскучило донельзя.  Правда, некоторые из коллег сезон уже открыли — Андрей смотался на Тёплый канал, — помочил лески в воде; а Алексей посетил Семикаракоры. Я же оставался в ранге лежебоки, что претило моей сущности.  И поэтому, в пятницу утром, мне пришла в голову идея посетить Гуково — Музей шахтерского труда, о котором я много слышал от своих коллег. А завершить поездку предполагалось полётом на Марс через широко известный в ограниченных кругах аномальщиков всея Руси страшный и зловещий Гуковский поворот...

Начало похода вышло несколько затянутым — я слишком быстро добрался на Старый автовокзал и около часа просидел в маршрутке, ожидая Алексея. С его приходом стало веселее, да и вскоре мы отправились в путь. Маршрутка Ростов-Гуково бодро бежала по М4; погода не радовала своей всеохватывающей серятиной, а после того, как мы проехали Новошахтинск и вовсе спустился туман... И — вопрос к метеорологам, — где ж обещанные +10 градусов по Цельсию?

И вот мы уже на Гуковском автовокзале. Первым делом было найдено заведение №1 и классифицировано, как «сортир» (для пожилых и благовоспитанных мальчиков и девочек сообщаю, что отличительным признаком этого вида является отсутствие дверей и присутствие некоторых артефактов).  Это сооружение имело одну замечательную особенность, а именно горизонтальную бойницу на задней стенке, пригодную для того, чтобы держать оборону при наступлении супостата с юга.  Если зайти сзади этого заведения, то вид и форма этой амбразуры вызывает у человека, воспитанного на советских фильмах о войне, непреодолимое желание  кинуть туда гранату...

...Мы не стали ждать маршрутку №2, а выбрали оптимальный вариант по такой погоде и настроению — такси. Обошлась нам эта поездка всего в 80 рублей, а если учесть, что мы узнали от водителя массу полезной информации, то такой вариант передвижения был принят на этот день за основной.

Мы вышли из такси в небольшом переулке. Путь к музею пролегал вдоль какого-то бесконечно длинного кирпичного забора. Справа — забор, а слева — симпатичные двухэтажные домики с заснеженными палисадничками и длиннючими сосульками на крышах...

Мы пришли слишком рано. У нас оставался ещё часок, чтобы погулять по обледеневшим улицам. И мы отправились по улице Шахтерской, чтобы найти какую-нибудь кафешку, где бы нам могли предложить чашечку горячего кофейку... Мы зашли на рыночек, прошлись по улице, развлекаясь пересчитыванием салонов красоты и точек по продаже сотовых телефонов, но ни одной кафешки не нашли...

Внезапно нашему взору представилось монументальное здание, переживающее свои не лучшие времена. Фасад был обезображен  нелепыми «тэгами» местных «бомберов» и неуклюжими потугами на граффити. Руки бы поотбивал за такие художества...

А с парадного входа это оказался дворец культуры «Антрацит»... Мне как-то всегда больно видеть здания, утратившие своё былое великолепие. И я всегда надеюсь, что всё-таки опомнятся местные власти, найдут деньги и отремонтируют эти дворцы; и хватит им разума и совести, чтобы не сдать их залы под офисы... И будут там дети учиться рисованию и музыке, ходить в кружки юных геологов и юных экологов... Или это время уже безвозвратно ушло?

Недалеко от дворца культуры был небольшой сквер с памятником Ленину. Мы обратили внимание на руку Ильича — ну уж какая-то здоровенная кисть у него...  Но к этому факту мы ещё вернёмся...

Один из двухэтажных домиков неподалёку оказался с интересным торцом. Мне, простите за вульгарность, «начисто снесло башню» от такого немыслимого сочетания архитектурных элементов и особенно — от надписи «Готика»...

Мы прошли ещё немного и оказались у Мемориала на Площади Победы. Он посвящен гуковчанам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны. Больно кольнуло в сердце — Вечный огонь тут не горит...

...Мы пошли обратно. Покрытые наледью тротуары не располагали к длительным прогулкам; идти было скользко...

На рыночке нам всё-таки удалось выпить по стаканчику растворимого «Нескафе» от доброй коробейницы с термосом.  А когда мы вышли на Шахтёрскую, чтобы свернуть к музею, мы обнаружили детский магазинчик под названием «З айка». Нет, это не опечатка — именно так, — между буквами «З» и «а» явно присутствовал пробел. По табличке в витрине выяснилось, что магазин назывался «Знайка». Буква «а» отвалилась по какой-то причине, однако, без неё тема детства в названии только усилилась и даже стала конкретнее и понятней современному ребёнку...

И вот мы в музее, и обаятельная Анастасия Николаевна ведёт нас вперёд. Музей — очень большой; большое количество залов и экспонатов. И что совершенно уникально — он даёт представление о том, что такое добыча угля. Много неожиданных и интересных экспонатов, например, бюст Ленина из цельного куска угля или символ музея  — «Кристалл угля»...

Я намеренно не буду пересказывать того, что узнал во время этой экскурсии; обязательно надо услышать и увидеть это всё самому... Впечатлила полнота раскрытия темы добычи угля...  От первых жутких шахт-«мышеловок»  до современности. Единственное, что должно открыться каждому самостоятельно — это понимание того, что труд шахтёра — это ежедневный подвиг, и что эти люди достойны самого глубокого уважения.

Всеобъемлюще представлено горное оборудование — всё реальное, боевое; некоторые залы впечатлят даже людей с начисто отсутствующим воображением...  Гуковский музей — единственный в России, в котором есть такая коллекция техники... А всего в музее 15 залов, посвященных шахтерскому труду...

Интересная деталь — чтобы  позвонить с такого телефона, шахтёрам приходится такскать с собой специальную палочку — пальцы в отверстия диска не помещаются... И тут я вспомнил руку каменного Ильича... Скульптор, вольно или невольно, сделал ему соответствующую шахтерскому городу руку...

А вот ящик с сортами антрацита — «кулак» , «орех», «мелкий», «семечка» и «штыб»...

Пятнадцать залов, посвященных угледобыче — далеко не всё. Остаётся ещё почти 20 залов! Природа, археология, палеонтология, казачество, коллекции костюмов, минералов...  Залы, посвященные Великой Отечественной войне, городу, швейной фабрике; основателю музея — краеведу Л.И. Микулину...

Картинная галерея, народное творчество; коллекции хохломы, часов, различные тематические экспозиции...

Есть поразительные вещи — например, вот эта икона... Присмотритесь внимательно...

...Больше полутора часов длилась экскурсия, но они пролетели, как один миг.  И в этом — огромная заслуга нашего экскурсовода - научного сотрудника музея Анастасии Колтуновой. Огромное спасибо ей — за живой рассказ, знания и обаяние.

Тепло попрощавшись с радушными сотрудниками музея, мы отправились подкрепиться в рекомендованное нам кафе «Луч».  Интерьер, чистота и кухня действительно оказались на высоте.

Наш сытый вид не понравился поджидавшей на выходе из кафе собачонке, и она облыжно облаяла нас с ног до головы.

Мы поймали очередное такси и я произнёс заранее заготовленую фразу: «На Марс, пожалуйста...» Если кто не знает, то объясню: в Гуково есть посёлок, который называется Марс, безо всяких кавычек. Здесь даже побывала экспедиция «Космопоиска». А исследовали они Гуковский поворот, который считается аномальным местом из-за большого количества автомобильных аварий.

Моё мнение, как я понял по комментариям к предыдущим рассказам, никого не интересует. Каждый ищет для себя своё аномальное место, где ему удобней. И поэтому, господа, продолжайте млеть от «менгиров» Керчика-Саврова, продожайте искать вход в «Кабяково гарадище» и тамошнего «крокодила» или «Цербера», а мы просто пройдёмся по обочине шоссе и расскажем, что мы увидели на этом заурядном шоссе с небольшим поворотом..

Мы высадились там, где на трассу выходит улица Лунная, и пошли, можно сказать, по орбите, то есть по бордюру. А справа от нас был Марс...

Идти было не просто. Тротуара тут не было, а небольшое пространство между дорожным бордюром и грязными придорожными кустами-деревами было завалено чёрным грязным снегом толщиной сантиметров в тридцать, который временами проваливался под нашими шагами. Пикантности прибавляли также проносящиеся мимо автомобили, извергающие из под своих колёс грязные бризы.

На первый взгляд, жизнь на Марсе отсутствовала. Людей не было видно; дежурных собак тоже — нас никто не облаивал... И лишь когда мы проходили последнюю улицу, вдалеке были замечены две неясные фигуры, передвигающиеся по странной траектории, как бы пританцовывая...

Туман усиливался. Придорожный пейзаж вызывал тоску, которую усиливали вороны, в превеликом множестве обитающие в близлежащих посадках.

Мы дошли до места, где собственно и начинался тот самый поворот...

Венки у обочин российских дорог... Времена трудно отделаться от мысли, что ты едешь по кладбищу...

И тут мы стали свидетелями сцены, которая многое объясняет. Едут спокойно по шоссе машины, и вдруг сзади вырывается какой-то уродец, резко виляет на встречку — да так, что у него правые колёса отрываются от земли, и газует со всей дури, обгоняя три-четыре машины... И это — при таком тумане и при такой скользоте... Нет, не в аномалии этого места тут дело...

Кстати, опрошенные нами водители оказались такими же пессимистами, как и мы...

А вот дерево с кривой веткой...  Аномалии деревьев часто приводятся, как доказательство аномальности того или иного места. Но это — единственное на этом участке дороги, да и довольно далеко и от дорожного полотна, и от, собственно, поворота...

В тумане еле виднелась недавно построенная тут церковь...

Ещё немного усилий, и мы оказались на автовокзале, где совершили ошибку, позарившись на рейсовый автобус Гуково-Ростов.

Лучше бы мы подождали ещё час и сели на свою маршрутку...